Когда-то была объявлена премия за написание книги на тему "Как человек без числа жил". Она осталась так и не выданной - оказалось, что невозможно изобразить/вообразить жизнь даже первобытного человека без понятия числа.
Конечно, в самом начале люди не пользовались привычным нам понятием числа, а тем более привычными нам цифрами для написания чисел. Они пользовались пальцами, камнями, засечками на деревьях, рисунками и т.п. Так как число, само по себе, необязательно для установления количественного соотношения между группами объектов, то люди долгое время пользовались просто умением сравнивать совокупности, никак не называя количество предметов в совокупности. Подумайте, как можно, не называя чисел, сравнить 10 баранов и 8 баранов?
Таким образом, в математике сначала было не число, а множество. И очевидно, что для подсчёта объектов в множестве использовали то, что мы сейчас называем натуральными числами (целыми , положительными). Потом к этим элементарным вычислениям добавились вычисления с помощью отношений чисел - то, что мы сейчас называем обыкновенными дробями. Дальше выяснилось, что для некоторых целей геометрии и астрономии имеющихся чисел недостаточно - например, отношение длины диагонали квадрата к длине его стороны не может быть представлено ни натуральным, ни рациональным (дробь) числом. Появляются иррациональные числа. Существует даже такая легенда: Пифагор почитал числа как нечто божественное, он видел в них гармонию и красоту, учил, что все числа могут быть выражены как отношения целых чисел. И когда один из его учеников, Гиппас, заговорил о числе, которое не укладывалось в существующие понятия - диагональ квадрата со стороной 1, этого ученика казнили.
С течением времени потребность в вычислениях росла, множества, которые необходимо было сравнивать, увеличивались, появилась необходимость в записях. Появились цифры. Привычные нам цифры, в том числе очень важная цифра "0", мы привыкли называть арабскими, хотя на самом деле придуманы они были в Индии. Возникла десятичная, позиционная система счисления. Есть разные версии, объясняющие почему человек выбрал десятичную систему. Самая распространенная и очевидная - потому, что у людей 10 пальцев на руках.
Итак, есть 10 цифр - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Количественная характеристика числа зависит от позиции цифры в этом числе. Например, числа 101 и 110 состоят из одних и тех же цифр, но числа эти конечно же не равны друг другу.
В нашей жизни встречаются и другие системы счисления. Например, время мы измеряем в шестидесятеричной системе счисления, а компьютеры, смартфоны, планшеты и прочая электроника используют двоичную систему счисления.
Конечно, на иррациональных числах развитие понятия числа не закончилось. Но мы пока остановимся на них и дальше иррациональных чисел не пойдём.